или О том, чем живут сегодня коллекционеры мини-моделей автомобилей
Мир коллекционеров велик. Кому-то нравится собирать бабочек или пробки
от пивных бутылок, кто-то "помешался" на монетах и почтовых марках, иные
всю жизнь готовы отдать за оригинальную курительную трубку или очередной
экспонат в коллекцию видеокассет. Как бы нам ни было, в среде коллекционеров
явных дураков не замечено, хотя многие из обывателей, не увлекающиеся собирательством,
склонны видеть в подобных людях некоторые странности. Однако эти странности
только поддерживают в коллекционерах желание видеть мир по-своему.
Особняком в ряду коллекционеров стоят собиратели ретро-автомобилей и
их мини-моделей. Не потому, что их мало, а объекты коллекционирования специфичны
и требуют немалых затрат, а потому, что здесь необходимы технические знания.
По мере возможности, кстати, наша газета рассказывает о таких увлеченных
людях. На этот раз путь-дорожка привела корреспондента "АБw" к минчанину
Ивану О (фамилию мы не указываем по его настоятельной просьбе). Человеку,
который имеет не только приличную собственную коллекцию мини-копий автомобилей,
но и, по возможности, сам создает эти копии.
- Иван Вацлавович, сегодня очень мало говорится и пишется о коллекционерах,
тем более в такой области, как коллекционирование моделей - копий автомобилей...
- На эту тему можно рассуждать сколько угодно. Главная причина, мне
кажется, кроется все-таки в том, что большинство людей относится к моделям-копиям
как к игрушкам. Хотя разница между игрушкой и моделью, образно говоря,
такая же, как между поленом и готовым Буратино. То же самое и в цене. Профессионально
изготовленная мини-модель может стоить не меньше самого автомобиля.
- Почему именно автомобили, а не, скажем, монеты, марки, книги и т.д.,
вы избрали объектом коллекционирования?
- Каждый человек, душой "прикипевший" к коллекционированию, с чего-то
начинает. Например, я начинал с обычных пробок, хотя и тяготел к автомобилям.
Слава Богу, со временем я осуществил свою мечту.
- Много ли коллекционеров такого рода в Беларуси, объединены ли они?
- Как я понимаю, на официальном уровне соответствующего учета не ведется.
Но подозреваю, что в республике таких людей много. Существуют и клубы коллекционеров,
в том числе и в столице. Например, в ДК Минского тракторного завода с 17
до 19 часов постоянно собираются коллекционеры моделей самолетов, автомобилей...
-Мне известно, что кроме коллекционирования готовых изделий вы занимаетесь
и непосредственно их изготовлением...
- Да, это так. Причина одна - не все модели-копии автомобилей выпускаются
серийно, иногда они вовсе не соответствуют оригиналу, а ведь именно это
соответствие весьма важно для настоящего коллекционера. И если руки растут
откуда нужно, есть время и семья к увлечению относится нормально, то почему
бы не заняться этим делом? Замечу только следующее: чтобы изготовить модель-копию,
в которой порой насчитывается до 200 разных деталей, необходимы специальные
знания, вплоть до навыков в области литья металла.
- Наша газета в минувшем году стала соорганизатором международного салона
"Автобизнес-97". Как вы считаете, могли бы в экспозиции выставки присутствовать
и экспонаты вашей коллекции или коллекций ваших единомышленников?
- Безусловно, хотя, откровенно говоря, в республике таких прецедентов
не случалось. А жаль. На Западе, как правило, на автосалонах экспозиции
мини-моделей автомобилей присутствуют. Мини-копия, в принципе, - своеобразная
наглядная реклама настоящего изделия. И если она ежедневно мельтешит перед
глазами, волей-неволей ты купишь сам автомобиль.
- Знакомы ли с вашим творчеством бизнесмены и коллекционеры за рубежом?
- Да, конечно. Ежегодно меня приглашают на автосалоны. Есть приглашение
и на автосалон, который состоится 8 февраля в Париже. Пока не знаю, получится
ли туда съездить.
- Судя по коллекции, насчитывающей сотни мини-копий машин, вы неплохой
знаток истории автомобилестроения. Какие периоды этой истории вам по душе?
- С большой симпатией я отношусь к довоенным автомобилям классического
стиля, особенно к такой редкой серии, как "ДКВ". Я ведь по образованию
и по призванию дизайнер и могу утверждать, что, несмотря на ограниченность
в выборе материала, над проектами техники тогда работали настоящие художники.
- Выходит, сейчас таковых нет?
- Почему же? Есть. Но время не стоит на месте, все, к сожалению, стоит
денег. Работа художника свелась к минимуму с появлением массовых серий
автомобилей, похожих, как братья, друг на друга. На мой взгляд, свою индивидуальность
сохранили разве что известные фирмы "Роллс-Ройс", "Мерседес-Бенц" и БМВ.
Я с уважением отношусь к таким моделям, как "Форд-Ка", или к автомобилям
типа концепт-кара "Мерседес-Майбах", представленным на Токийском автосалоне
прошлого года. "Убивает" автомобили и время. Скажем, в 80-х годах оригинальный
"Форд-Сьерра" в мире был воспринят "на ура", зато сегодня о машине этого
не скажешь. Я могу быть необъективен как коллекционер, любящий автомобили
в малосерийном исполнении, но отдаю должное создателям "Руссо-Балта"...
- Возможно ли практическое применение в республике знаний коллекционеров
автомобилей либо создателей моделей-копий?
- Оно видно даже невооруженным глазом. Тот же "БелавтоМАЗ", имея в запасе
профессионального изготовления копии его продукции, может с успехом демонстрировать
их своим партнерам. Не гнать же грузовики за тридевять земель. То же самое
касается и выставок техники. Дело в том, что по привычке коллекционирование
у нас считают делом вроде бы личным. А смотреть надо шире.
- Иван Вацлавович, насколько я понимаю, коллекционирование стало частью
вашей жизни...
- Скажу больше - это то, без чего моя жизнь теряет всякий смысл.
Беседовал Владимир МАКОВИЧ.
|