Так считает Андрей Климкович, увлекающийся моделированием и коллекционированием
мини-моделей автомобилей
Говорят, что мальчик от мужчины отличается только своими игрушками.
В детстве, откручивая колесики и безжалостно ломая все возможные части
автомобиля, мало кто представлял, что это перейдет в привычку на всю жизнь.
Только, наверное, наоборот - не ломать, а самому собирать. Это я про тех,
кто занимается автомоделированием.
У многих увлечение доходит до того, что каждый вторник они всем мужским
видам отдыха типа баньки или домашних тапочек и телевизора предпочитают
времяпровождение в ДК Минского тракторного завода. Так что хочу успокоить
жен, от которых в районе пяти вечера во вторник уходят мужья. Они действительно
здесь, в ДК МТЗ. Сама видела. Чем занимаются? Бродят среди столиков в отведенном
для их собраний закутке. Кто приценивается к коробкам моделей, кто журналы
автомобильные листает, а кто-то свои мини-модели для пополнения коллекции
предлагает.
Я пригласила одного умельца - Андрея Климковича - к нам в редакцию.
Свободное от работы время Андрей отдает своему хобби - моделированию и
коллекционированию мини-моделей автомобилей.
- Начинал я очень давно. Первой серьезной переделкой был "Москвич-412",
пикап. Тогда я просто изменил форму кузова. Потом стало интереснее. У меня
появились первые "КамАЗы". Я делал прицепы, полуприцепы. В первое время
столкнулся со множеством трудностей. Вот, скажем, окраска. Сначала пользовался
баллончиками, потом были разные способы. Так, кабину "КамАЗа-5425" красил
спичкой, поскольку кисточка оставляла ворс. Ко мне пришел знакомый: "Чем
задувал?". Да у меня же ни компрессионки, ничего для этого не было. Когда
ему все рассказал, у него челюсть отвисла от удивления.
Что-то узнать у моделистов проблематично. Или конкуренции боятся, или
еще чего. Поэтому до всего доходил сам, что мне, в принципе, нравится.
Информации о моделировании очень мало. Раньше в Росси выпускался журнал
в виде ксерокопии, назывался он "Система 43:72". Там было много интересного.
Еще казанский и саратовский заводы, выпускающие модели, тоже делали свои
брошюрки о самоделках. Но эти издания как начались, так и закончились.
Сегодня есть издания для тех, кто делает мини-модели танков, самолетов,
а для автомоделистов ничего такого нет.
Проблема, которую испытывали и продолжают испытывать все автомоделисты,
- это чертежи. Можно позавидовать тем, кто собирает модели самолетов -
где-то они чертежи находят. Нам же приходится работать с фотоаппаратом,
отснимая все узлы, с рулеткой.
- Вас за шпиона, случайно, не принимали?
- Всякое было. В Масюковщине, в военном городке, на одной стоянке как-то
увидел старый "ЛАЗ-695". Сейчас такие уже не производят. Ворота настежь
- захожу, фотографирую. Тут появляется собака и сторож: "А че ты снимаешь?".
Так я и ушел ни с чем. И такое часто случается, хотя бывает и наоборот.
На базаре начал снимать "КамАЗ" с высокой крышей. Водитель сначала тоже
напрягся, а потом, когда я сказал, для каких целей фотографирую и что в
Минске таких машин мало, его стала гордость распирать: "То посмотрите,
это посмотрите...".
По заказу рекламной фирмы с тремя коллегами делали недавно седельный
тягач "МАЗ-МАН". Отправили парня в цех, так он под конвоем охранника ходил.
Хотя, казалось бы, никаких секретов в машине нет. Но кое-какие чертежи
нам дали, кое-что отсняли. В сентябре, когда была презентация этого проекта,
нашу модель подарили белорусскому президенту.
- Самому президенту? Так, значит, и его решили к моделированию приобщить.
Наверное, сделали модель в рекордные сроки.
- За 2,5 месяца. Если учесть, что разработали и мастер-модель - это
действительно рекордные сроки. Информации мало. Двигатель по фотографии
собирали с трудом, поскольку отснята была только его правая часть.
Другое дело, когда ставили на поток серию "МАЗ-500". У нас был каталог
деталей, двигатель. Мы имели возможность обмерить кабину с точностью до
миллиметра. Работалось проще. Хотя по плану мы должны были собрать серию
еще два года назад.
В Минске есть очень серьезные коллекции автомоделей. Однако не все знают,
что в белорусской столице существует клуб любителей данного увлечения.
Как я сюда попал? Раньше покупал модели в магазине "Электроника". Но где-то
в 1988 году они почему-то стали исчезать с прилавков. Начал искать, где
можно купить, и таким образом вышел на клуб. И вот с 1991 года стал общаться
с коллегами.
- Вас устраивает то, в каком виде существует сегодня клуб?
- Не совсем. Был период, когда клуб занимал комнату в ДК МТЗ, потом
попросили ниже, потом выселили в закуток, где мы сейчас и собираемся. Но
и на этом спасибо. С завода "Термопласт" нас гнали, с ДК железнодорожников
тоже.
Люди в клуб приходят. И не только коллекционеры, но и все желающие:
посмотреть, получить консультацию по моделированию, купить. Хотя сегодня
модели не всем доступны. Выложить 5 миллионов за серийную модель российского
производства не каждый может. А раньше, скажем, модель "Москвича" стоила
3 рубля 50 копеек. При самой маленькой зарплате в 40 рублей можно было
позволить ее купить как игрушку ребенку.
- По какому принципу вы коллекционируете модели?
- Дома на полке их у меня около 120. А если учесть, что есть своеобразный
фонд моделей на переделку - то 200, а может, и больше. Коллекционировать
можно по-разному. Кто-то собирает, к примеру, серию "412-х" "Москвичей"
в разных вариантах. Кто-то помешан на определенном цвете. Но важно качество:
надо иметь побольше переделок, которые мало у кого есть.
Каждый по-своему оценивает свою коллекцию. Она может состоять всего
из 10 моделей, но это самоделки высокого качества, эксклюзивные. Качество
зависит и от первоначального материала. Раньше популярные у моделистов
саратовские модели изготавливались из металла, теперь же из пластика. Их
качество ухудшилось и они уже не котируются у моделистов так высоко.
- Что сейчас у вас в работе?
- Задумок много. Но любимая марка - "КамАЗ". Собираю об этих грузовиках
всю информацию. Составил себе список очередных переделок. Почему именно
эта марка? Даже не знаю. Нравится - и все! У каждого моделиста своя любимая
марка или направление. В клубе есть моделист, который делает только трамваи
и троллейбусы. Стоит его, что называется, "зацепить", и он часами об этом
может говорить. Кому-то нравятся автомобили довоенного периода, кому-то
американская техника 50-60 годов.
Сейчас с коллегами работаем над серией МАЗов. На заказ можем сделать
любую модель, выпускающуюся на заводе.
В журнале "М-хобби" я как-то прочитал, что коллекционер должен быть
жадным. Готова одна модель - хорошо. Но неплохо бы еще и модификацию иметь.
И вот голова начинает работать: как это сделать? Увидел интересную машину
в журнале, решаешь ее для себя сделать. Интересно разрабатывать модель,
когда не по проторенной дорожке идешь, а сам до всего доходишь. Когда фотографирую,
стараюсь как можно больше ракурсов сделать. Есть маленькая подштамповвочка
на кабине - значит, и на модели она должна быть.
Беседовала Марина АЖГИРЕЙ.
|